23:00 

Фрэнсис Бэкон

Fides...
Уж лучше голодать, чем что попало есть, уж лучше быть одной, чем вместе с кем попало...
Из этого прогона философии мне удалось вынести существенно больше, чем из предыдущего. Я даже немного жалею, что пошла по пути наименьшего сопротивления и сдавала экзамен скучному Киселеву - можно было повыносить мозги кому-нибудь другому. Но с другой стороны, рисковать задницей ради интереса не вполне в моем характере. Из всех вкусный и полезных теорий, с которыми я ознакомилась, хочется отдельно выделить основные препятствия на пути человеческого познания, сформулированные Фрэнсисом Бэконом. Он разделил эти затруднения на четыре группы и назвал их "Призраками" или "Идолами":

1) «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека.
«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
Эти Призраки неоспоримы, но не сильно раздражают. Будучи человеком невозможно помыслить о тех вещах, которые упускаешь из-за того, что они не могут быть зафиксированы человеческими органами чувств.

2) «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые.
«Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
С этими Призраками также бороться невозможно, но переход к коллективному знанию позволяет уменьшить их влияние, обобщив опыт.

3) «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка.
«Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
Призраки площади - самое ужасное затруднение, которое только можно себе представить. Слова зачастую имеют такие размытые семантические спектры, что установить значение, в котором они применены в конкретном случае просто невозможно. Несовершенство языка приводит не только к всеобщему непониманию, но и накладывает отпечаток на собственное вербализованное мышление.

4) «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности.
«При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».
Хоть Призраки театра и искажают познание, с ними легче всего бороться. Рефлексия, наблюдение за мышлением и критический подход к "априорным" установкам позволяет отлавливать и душить гадкие догмы.

И да войдет сия прекраснейшая система в мой лексикон во веки веков, аминь.

URL
   

Свалка

главная